
Сегодня открывается кинофестиваль "ДОКер", а я уже успела посмотреть два фильма и пригрузиться. Документальным кино не занимаюсь, но люблю смотреть: даёт подпитку и идеи. "Аксара, мой дом" - фильм румынского режиссёра Раду Черникуиуса о цыганской семье, а "На связи" - польский фильм Павела Земильского о жителях деревни Старе-Юхи - тех, кто уехал, и тех, кто остался. Авторы и их фильмы - абсолютно разные. Допускаю, что это какая-то моя личная проекция, но я увидела общую тему - тему семьи, отношений родителей и детей, а также преемственности поколений, которая не всегда реальна...
«Акаса, мой дом» - история о том, как 20 лет назад цыган Эначе с женой построили хижину посреди Бухарестской дельты, природоохранной территории. Так они и жили, ловили рыбу, растили детей - их тоже у них порядка двадцати. Отец знаком с директором парка, согласовывает с ним посадку ив, заботится о природе. Семья изолирована от "вреда цивилизации", мальчишки ловят рыбу и не посещают занятия в школе. Хорошо это? Плохо ли? С какой стороны посмотреть... С точки зрения социальных служб, да и большинства людей, дети в таких условиях жить не должны, с точки зрения Эначе-родителей - невозможно жить в городе, нечего там делать...
Этот фильм получил Специальный приз жюри Санденса 2020 и Гран-При Краковского кинофестиваля в документальной категории. Для того, чтобы снять картину, Раду Черникиус провел несколько лет вместе со своими героями. И по фильму очень чувствуется как течёт время: растут дети, стареют родители, а заброшенный лесопарк превращается в зону отдыха...
Из интервью режиссёра: "Мой подход к съёмке базировался на построении доверительных отношений с членами семьи Эначе. Последние три года, которые я провел с ними, позволили мне задокументировать то глубоко личное, что недоступно для стороннего наблюдателя. Особенно важным для меня как автора фильма является предоставление зрителю возможности получить личный опыт наблюдения за переломным этапом жизни семьи со стороны непосредственного участника событий. Именно с этой позиции становится видно, что Эначе не бессильны против вызовов современной жизни — они стойко проходят через сложный этап становления семьи в новой реальности."
Фильм "На связи" рассказывает одну на всех трагедию многих семей - в польской деревне Старе-Юхи осталось, в основном, старшее поколение. Дети - те, кому сегодня от 30 до 40, уехали на работу в Исландию и остались там. Приехать в гости удаётся раз в год, а то и реже... Но есть скайп, по которому общаются старики с детьми. Больше всего меня поразило "дополненное застолье", назову так кадр, когда на стене отражается картинка в скайп - реальные люди и проекция их родственников за одним столом. Мы видим общение с детьми, сказку на ночь внуку через скайп, знакомство с парнем дочери и её семьёй - тоже через скайп. "Сынок, дети твои пусть остаются пока, а ты возвращайся..." - просят родители, которые строили свой дом с надеждой передать его сыну. Но сын не может, как сотни и тысячи таких же как и он.
Режиссёр Павел Земильский снял очень простое и трогательное кино, в котором есть место шикарным видам Исландии и быту польской деревушки. А ещё - не только горести разлуки, но и радости жизни - успехам детей и смеху внуков, пусть и на расстоянии.
Journal information