Иногда можно годами ходить по улице, не замечая ничего особенного. А потом кто-то ткнет тебя носом в чудо – опа, как я не замечал этого все эти годы? Так у меня случилось с конструктивизмом.
Как любой человек с высшим образованием я знала – да, есть такой стиль, конструктивизм, и определение его учила по истории искусств.
Но, пока sun_glint не позвала меня на экскурсию «Мой Мельников», смотрела в упор и... не видела. А это такая строгая красота!
UPD. Этот рассказ участвует в конкурсе: http://smartnews.ru/special/posts-moscow/
Экскурсия начинается от самого дома-мастерской Мельникова в двух шагах от Арбата. Этот дом он построил в 1927-29 годах по удивительным технологиям – в форме двух цилиндров. Здесь уникально все – от расположения комнат до системы отопления и освещения. Архитектор в экспериментальном доме опередил свое время.
Константин Мельников дружил и сотрудничал с другим великим архитектором – Шуховым. Это видно по тому, как они взаимно обогощали друг друга идеями.
Сейчас здесь живет внучка архитектора.
С домом беда. Вокруг ведется строительство, строятся подземные гаражи. Участок вокруг дома – единственное "живое место". Поэтому вся вода стекает на участок и дом стремительно проседает, идут трещины. Нужно срочно что-то делать…
Но ситуация с созданием музея великого архитектора очень туманная и запутанная.
В 20-30-е годы XX века Константин Мельников создавал общественные здания – клубы, гаражи. А после того, как стал неугоден – долгие десятилетия творил «в стол» и даже зарабатывал на жизнь тем, что клал печи… Википедия о Константине Мельникове. В то время, когда весь мир восторгался талантом Мельникова, на родине его гноили за формализм...
1. Клуб «Дорхимзавод» (1927-28) или клуб фабрики имени Фрунзе.
2. На Плющихе – клуб «Каучук».
Ново-Сухаревский рынок, 1924. Дом в районе Сухаревской площади поразил меня больше всего. Это треугольник с круглыми окнами или окнами лесенкой.
Гаражи Госплана, 1936 год. Концепция конструктивизма – метафоричная форма. Смотрите – это перед машины, решетка радиатора, фара.
Дом культуры им. И. В. Русакова. Любимый материал – кирпич. Любая форма возможна из кирпича.
Клуб фабрики «Буревестник», 1929. Кружок, значит, садитесь в круг и занимайтесь. Та округлая пристройка - помещения для кружков. Сейчас там офисы. Это район Сокольники.
Бахметьевский гараж, 1926. Ныне Еврейский музей и центр толерантности.
В эти автопарком связана любопытная легенда. Говорят, в 20-е годы закупили 100 автобусов для Москвы. Машины были хорошие, только в их конструкции не предполагалась задняя передача. Поэтому задача была построить такие гаражи, чтобы машины разворачивались без заднего хода. Действительно, сюда заезжали с одной стороны, а выезжали – с другой, насквозь.
Что за мода - кирпич красить?
Круглые окошки создают очень интересный эффект.
Внутри современное вполне "культурное пространство".
Journal information