
Фильм "Земляничные поля"
Много общаюсь со сценаристами и режиссерами – часто те перекладывают ответственностьна продюсеров, воспринимают их как оппонентов. Начинающие – так почти все. Поэтому мне очень интересно – как вы договариваетесь?
Под катом сама беседа
Фрэнсис Ли:

Все три стороны – и продюсер, и режиссер, и сценарист – находятся в одной лодке. Грести надо в одном направлении - поэтому вопрос коммуникации очень важен. Мы много говорим и обсуждаем – дискуссируем страстно, но дипломатично. Например, бывает, кто-то не принимает, отвергает конкретного героя, сцену или эпизод. Очень важно понять: почему? Ведь часть аудитории может иметь точно такое же восприятие.
Миа Бэйз:

Я думаю, что процесс редактуры у нас был довольно непростым. И был один момент, когда Фрэнсис была нами недовольна. Она считала, что фильм уже завершен, а мы - что нет. Но мы договорились и, в итоге, фильм получился даже лучше, чем мы ожидали.
Были достаточно страстные и эмоциональные переговоры, - но это нормальный процесс. Все нюансы нужно обсуждать со всех сторон, - чтобы не было никаких недомолвок, недосказанностей, недопонимания.
Считается, что с маленьким бюджетом хорошее кино снять нельзя. Откуда берется это заблуждение?
Фрэнсис Ли:
Сделать хороший низкобюджетный фильм, действительно, трудно. Потому что все должно быть в низкобюджетном фильме на своем месте, что сложно даже физически. С низким бюджетом у тебя нет свободы, нет пространства для маневра. В кино очень много коллективных решений, компромиссов – необходимо, чтобы твоя команда участвовала в этих решениях. Ведь это командная работа! Когда прайс небольшой, то время на проект ограничено. А когда время на проект ограничено, то, соответственно, ограничено и время всех дискуссий, когда требуется более глубокое понимание. Здесь важно разделить вопросы профессиональные от вопросов персонального эго, личного отношения. Я считаю, что в этом случае личные моменты нужно отделять от творческого процесса, чтобы они не препятствовали проекту.
Миа Бэйз:
Если мы посмотрим на всю историю киноиндустрии, далеко не каждый шедевр был таким крупнобюджетным творением. Многие известные режиссеры, звезды мировой режиссуры делали свои первые работы иногда даже на свои собственные деньги.
Когда мы начинали в 2007 году серию новых проектов, помню, в киноиндустрии Великобритании было похожее восприятие и видение ситуации, как сейчас описываете относительно российской реальности. Тоже было такое однозначное утверждение, что на низком бюджете ничего хорошего сделать нельзя. Но и мы, и другие компании доказали, что можно сделать хороший продукт недорого.
Есть миф, что если режиссер и продюсер работал на телевидении, с ТВ-проектами, полный метр ему получить очень трудно.

Миа Бэйз:
В Великобритании так тоже было. Но с 60-х годов ситуация стала меняться, потому что очень известные театральные режиссеры – Майкл Эйк и другие - сначала перешли с театральных подмостков на телевидение, а потом, на полный метр. Это уже не воспринималось как нечто экстраординарное, стало нормой. Если же опыт человека состоял только в «мыле» и реалити-шоу, то это может сказаться….
Но, другой пример, молодой режиссер Джоанн Хоук, которая снимает уже свой третий фильм. Она, как раз, пришла из дневного «мыльного» эфира, но сейчас достаточно успешно снимает полный метр.
Сейчас популярно переходить из жанра в жанр. Джейн Марш, которая здесь участвует в кинофестивале, - это как раз пример того, что люди переходят из телевидения в фильм, потом в документалистику, в кино. У нас очень хорошая телевизионная драма в Великобритании, так что почему нет?
Фрэнсис:
У меня был опыт с телевизионной драмой, Но это было очень давно, на уровне обучения. Я это воспринимаю как своего рода тренинг. Поэтому мне не пришлось ничего из своего резюме вычеркивать.
«Клубничные поля» - хорошая романтическая и даже эротическая аллегория. І бюджетное решение в плане локации. Как Вы пришли к этой истории? Что Вы ищете сейчас?
Фрэнсис Ли:
- Так получилось, что в этой истории есть много концептуальных вещей: и женская сексуальность, и человеческие взаимоотношения, треугольник – мужчина и две сестры. К этому фильму я шла долго, в течение очень многих лет. И как-то все это свелось, соединилось… Из собственного опыта собирания земляники или клубники, если хотите, из общения с людьми.
Миа Бэйз:
Что нас заинтересовало – женская сексуальность, мы использовали Тенесси Уильямса, и этот пресловутый треугольник. Что касается предпочтений - я не то, чтобы ищу драму или триллер, я просто слышу что-то и понимаю, интересна сама по себе эта история или нет. Насколько она реальна, возможны ли такие хитросплетения судьбы, взаимоотношений. И еще в истории должно что-то трогать, хватать за душу меня лично, возможно, в моей жизни было нечто подобное, над чем я могла размышлять или жить годами в такой ситуации.
Какой совет можете дать новичкам? Я думаю, что эта беседа интересна, в первую очередь им.
Фрэнсис:
Нужно научиться доверять своим инстинктам, своей интуиции. Из своего опыта я понимаю, что когда ты доверяешь себе, чувствуешь, что ты делаешь правильно, все идет хорошо. Иногда, находясь под таким огромным давлением, ты думаешь: «Ну, раз все этого хотят, - пусть будет даже так», хотя где-то внутренне ты с этим и не согласен. Надо, в первую очередь, прислушиваться к своей интуиции, а не к своему эго, к другим людям, иногда даже не надо доверять здравому смыслу - это когда что-то кажется очевидным, но идет вразрез с твоей интуицией. При этом, нужно научиться воспринимать критику не как критику, а как командную работу, как необходимость улучшения продукта как такового. У тебя есть ряд экспертов по разным направлениям, а ты должен как дирижер заставить или помочь им сыграть как единый оркестр – красивую мелодию, а не в разнобой.
Миа Бэйз:
Я бы дала два совета. Первый - ищите правильных коллег, единомышленников, свою команду, кто будет вас поддерживать и помогать. Второй - смотрите кино, как можно больше смотрите и учитесь, знайте историю кино – это очень помогает.
Journal information