Блондинка любит кино, кухню и кататься (tuteyshaya) wrote,
Блондинка любит кино, кухню и кататься
tuteyshaya

ММКФ 39: фильм польский, белорусский и японский

Московский кинофестиваль дошёл до середины, и я уже успела довольно много посмотреть.
Сегодня только не могу идти - работа. Но, надеюсь кое-что застать завтра и послезавтра.
Всё забывается, впечатления стираются. Поэтому делала пометки об увиденном прямо в дороге, в инстаграм. Сейчас сплету в одно сообщение.


"Октябрь", зал 4

Первый фильм, который я посмотрела на ММКФ - "Послеобразы" (Powidoki или есть вариант перевода "Остаточные изображения"), последний фильм Анджея Вайды.

Режиссёр скончался через месяц после завершения работы над картиной, в октябре 2016 года.

Фильм открывал традиционную программу Андрея Плахова "Эйфория", в этом году "Эйфория окраин". Кино смотрела в пятницу, а размышляю по сей день.

"Послеобразы" - понятие из теории искусства Владислава Стржеминского, соратника Марка Шагала, ученика Казимира Малевича, человека судьбы тяжёлой и безмерно интересной.

Владислав родился в Минске, был офицером русской армии, потерял в Первую мировую ногу и руку. Ему было 22 и он увлекся социалистическими идеями, стал зачинателем революционного авангарда, судьба которого известна... Владислав вместе с женой, скульптором Екатериной Кобро эмигрировал в Лодзь, где преподавал в Школе искусств. На лекции профессора по средам собиралась вся школа.

В конце 40-х годов в советской Польше начинается эра соцреализма. Профессор Стржеминский не желает отказываться от своих взглядов, конфликт с партией неизбежен.

Размышляю о том, на что способен человек, которому нечего терять? Хотя как нечего.
Дочь в интернате, там накормят, самому есть нечего - без продуктовых карточек, без денег, без будущего. Я бы сломалась, наверное.

Картина Анджея Вайды безмерно красивая и в чём-то хулиганская, в лучшем понимании этого слова. Очень надеюсь, что у этого кино будет хотя бы ограниченный прокат в России и Беларуси.

Главную роль Владислава исполнил великолепный Богуслав Линда. Сердце сжимается, наблюдая за его работой. А сцена смерти в витрине, борьба с манекенами, как и другие, врезалась мне в память надолго.

Очень ярко сыграла роль Ники, дочери Владислава и Екатерины Кобро, 15-летняя Bronislawa Zamachowska (боюсь переврать переводом фамилию). Сцена на кладбище во время похорон матери, по православному обряду, пробирает до глубин души. Нику крестили дважды - мать в православии, отец - в католичестве. "Так чья я?" спрашивает она у отца, а в память о матери хранит икону. И, через некоторое непродолжительное время, идёт с красным галстуком на груди по первомайской улице Лодзи. Отец наблюдает за ней в окно. И отворачивается. Иначе - не выжить.

На мой вкус кино это - гимн и завещание, драматичное по сути и красивое, чистое визуально. Я бы пересмотрела фильм ещё раз, с ручкой и блокнотом, чтобы разобрать, как Мастер выстраивал мир художника и его школы в Лодзи.

Публике кино представлял продюсер Михал Квечински.
Он начал своё общение со слов, будь Вайда жив, он обязательно бы приехал. Он любил Москву, кинофестиваль и театры. После фильма - обсуждение, в котором продюсер обмолвился о блокноте Вайды, в который он записывал идеи для новых фильмов. Запись о Стржеминском была последней...

Продюсер заметил, что если бы режиссёр задумал снять новое кино - он не нашёл бы на него средств.
Современные власти и чиновники о культуре предпочли бы вообще о Вайде забыть, по словам Квечинского.

Я приехала в билетную службу к открытию, чтобы успеть взять билет. И это оказалось правильной тактикой. Зал был полон, несмотря на вечер и премьеры в залах по-соседству.

В этом году нормы билетов по аккредитациям урезаны, поэтому у входа в зал толпились ожидающие начала сеанса. "Я 40 лет хожу на фестиваль и такого не было!" - Возмущалась дама. Думала, контингент будет из ветеранов кино, нет - самого разного возраста любители и профессионалы кино ценят Анджея Вайду.


Дом кино, показы в "Белом зале"

Смотрите, какое зеркало я обнаружила в Доме кино! Не будь оно в уборной - тоже бы сфотографировала.
Зеркало видало многое и оно - прекрасно. Его бы чуть-чуть лакирнуть и выписать из пенсии в активную жизнь какого-либо холла. В нём красота многих лиц и опыт. За что люблю ДК и искренне не желаю ему евроремонта.

Я уже писала о неделе белорусского кино на ММКФ, и выбрала для просмотра самую "громкую" из картин последних лет. Решила сходить на фильм "Сладкое прощание Веры" Александры Бутор (2015). Это самая известная современная белорусская картина, отмеченная фестивальными наградами.

- Как жизнь, Вера?
- Прошла!

Вере 55. Последний день её работы в "Белавиа" и её провожают на пенсию. Вера красива, здорова, но семьи у неё нет. Будущего - тоже. Предвидя одинокую старость, Вера решает заранее организовать свои похороны, купить место на кладбище и заказать памятник. На её заказ приходит 30-летний сотрудник ритуального агентства. Надо сказать, поэтичный раздолбай. И подготовка к смерти превращается в трогательную романтическую историю...

В программе жанр обозначен как "мелодрама", на "Кинопоиске" "драма", а публика воспринимает фильм как комедию или трагикомедию - судя по реакции на показе. Очень много смеялись.

Моё отношение к фильму сложное. Во-первых, я рада, что есть неделя белорусского кино и что этого кино набралось на программу. Во-вторых, Александра Бутор, по моему скромному мнению, режиссёр талантливый.

После всего что я видела из белорусского кино последних лет, здесь есть что обсуждать. Идея фильма очень хороша. Сценарий не безупречен, но актуален и весьма неплох. Есть смешные и трогательные реплики.

-Я была везде, где летают самолёты.
-Вы были замужем?
-Вот как раз там я не была.

Из находок истории - в фильме показано, как человек молодой, влюбляясь в женщину старше себя, влюбляется и в её прошлое, во всю её жизнь до встречи с ним, какая она была и какая она есть. На мой взгляд, это очень круто.

Порадовала работа исполнительницы главной роли Веры - Нелли Савиченко, как и её старого любовника, в роли которого Юозас Будрайтис. А вот молодой герой, Павел Харланчук, явно переигрывал.

Но! Снова "коленочное" исполнение. В некоторых местах мелодрама визуально буквально скатывается в трэш-комедию. Многое напрягает в визуальной части, в работе художника, в неоправданных полётах крана, будто дали поиграться "о, и так он умеет", в дутой роскоши и сельском гламуре мира истории. А "корпоратив" сотрудников ритуального агенства, да что тут и говорить...

А был ли там реальный креативный продюсер? Или, как и многие другие специальности, такие люди в белорусском кинопроизводстве не нужны.

При сильной идее, общая стилистика картины вызывает много вопросов. Не моя задача сейчас ругать кино, но для себя я в очередной раз констатировала отсутствие критического и стороннего взгляда в выстраивании экранного образа. Это моё субъективное мнение.

Это не вопрос таланта, а вопрос дисциплины, поиска и соблюдения стиля. То, чего я не вижу ни в этом, ни в любом другом белорусском кино сегодня.

Старалась смотреть этот фильм абстрагируясь, словно зритель на фестивале в далёкой стране.

И наблюдала за залом.
Никто не ушёл, смотрели фильм человек 80, снизу поднимались то и дело люди, работник ДК шла со словами "посмотрим, что там за белорусское кино". Это хорошо.

Публика была в возрасте 50+ - это и есть постоянные гости ДК и целевая аудитория фильма.
И каждый раз жизнь только начинается!



"Октябрь", зал 1. Основной конкурс.

Селфи пилила в от нефиг делать с самым главным залом и заставкой фестиваля. Сейчас соберётся народ и начнётся одно светлое и лёгкое японское кино, о любви и принятии смерти, и снова любви...

"Апрельский сон длиной в три года". Фильм основного конкурса. А поэтому на сцену выйдет режиссёр, продюсер, будут смешно кланяться, продюсер поприветствует зал по-русски, что тоже очень мило.

"До какого-то возраста я думала, что жизнь это приобретения. Но теперь знаю, что и утраты тоже. И с каждой утратой ты открываешь новую часть себя." - говорит мать погибшего парня его девушке.

Это кино о молодых японцах, снятое такой же молодой командой - вся группа до тридцатника. Продюсер выскажет одну просьбу - получить удовольствие. Получено!

Сильное и стильное, современное и традиционное одновременно, в котором молодые люди прощаясь на свидании кланяются друг другу.

Структура картины тоже не совсем обычна для мелодрамы, но в этом случае оправдана - путь героини выписан филигранно. При этом всё просто и очень дёшево. Довольна!

Tags: #ммкф39, кино, кинопроизводство
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • "Салют 7" и "Аритмия": с сегодняшнего дня в прокате! Отмечу конкурсом:)

    Я немного "фальцстартанула" - писала о своих впечатлениях с официальных премьер, которые прошли раньше. Так получилось, что два фильма выходят в один…

  • "Салют 7": поехали!

    Только что вернулась с премьеры ещё одного нашего фильма - о космосе. Давно не видела в "Октябре" такого вавилонского столпотворения. В моём…

  • "Аритмия": откуда приходят такие люди?

    Есть люди, которые делают "что должно" несмотря ни на что. Когда эти люди врачи, они игнорируют должностные инструкции ради спасения…

  • "Аритмия": кино про доктора и доктора

    Видела этот фильм ещё в сценарии. И очень ждала. Пересказывать не буду. В России в прокате стартует 26 сентября. В Беларуси, наверное, тоже покажут.…

  • Не про "Человека-паука"

    Фото и видео страницы фильма на сайте "Кинопоиск" Для того, чтобы понять, каково быть слабовидящим... мне достаточно не надеть утром контактные…

  • Уфестивалилась...

    Сегодня буду сидеть дома и ждать гостей. И никуда, никуда больше не пойду. Уфестивалилась! Из 200 фильмов почти трёх десятков программ посмотрела…

  • "Неопознанный летательный пациент" (с)

    Как-то только вчера обратила внимание на выставленную на 2-м этаже "Октября" статуэтку приза ММКФ - серебряного "Святого Георгия". И рассмотрела…

  • Началось!

    Завтра стартует 39-й и мой 11-й ММКФ. Время как летит! Этот фестиваль я выделяю среди всех, на которых мне довелось побывать. Причина - помимо…

  • Распад семьи Слепцовых

    Накануне посмотрела фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева, только что взявший Приз Жюри в Каннах. В России фильм вышел в прокат сегодня, 1 июня. Даже…

promo tuteyshaya september 2, 2013 11:00 100
Buy for 10 tokens
«Хотел сказать орлы, да вы же дятлы и сороки!» - вошел в зал полковник Андрей Шубадеров. От возмущения я уколола себя иголкой. Потому что в этот момент сражалась с нашивкой, обозначающей группу крови. О названиях команд нас не спрашивали. Разделили на две и назвали «Стальные дятлы» и «Боевые…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments