Сегодня только не могу идти - работа. Но, надеюсь кое-что застать завтра и послезавтра.
Всё забывается, впечатления стираются. Поэтому делала пометки об увиденном прямо в дороге, в инстаграм. Сейчас сплету в одно сообщение.

"Октябрь", зал 4
Первый фильм, который я посмотрела на ММКФ - "Послеобразы" (Powidoki или есть вариант перевода "Остаточные изображения"), последний фильм Анджея Вайды.
Режиссёр скончался через месяц после завершения работы над картиной, в октябре 2016 года.
Фильм открывал традиционную программу Андрея Плахова "Эйфория", в этом году "Эйфория окраин". Кино смотрела в пятницу, а размышляю по сей день.
"Послеобразы" - понятие из теории искусства Владислава Стржеминского, соратника Марка Шагала, ученика Казимира Малевича, человека судьбы тяжёлой и безмерно интересной.
Владислав родился в Минске, был офицером русской армии, потерял в Первую мировую ногу и руку. Ему было 22 и он увлекся социалистическими идеями, стал зачинателем революционного авангарда, судьба которого известна... Владислав вместе с женой, скульптором Екатериной Кобро эмигрировал в Лодзь, где преподавал в Школе искусств. На лекции профессора по средам собиралась вся школа.
В конце 40-х годов в советской Польше начинается эра соцреализма. Профессор Стржеминский не желает отказываться от своих взглядов, конфликт с партией неизбежен.
Размышляю о том, на что способен человек, которому нечего терять? Хотя как нечего.
Дочь в интернате, там накормят, самому есть нечего - без продуктовых карточек, без денег, без будущего. Я бы сломалась, наверное.
Картина Анджея Вайды безмерно красивая и в чём-то хулиганская, в лучшем понимании этого слова. Очень надеюсь, что у этого кино будет хотя бы ограниченный прокат в России и Беларуси.
Главную роль Владислава исполнил великолепный Богуслав Линда. Сердце сжимается, наблюдая за его работой. А сцена смерти в витрине, борьба с манекенами, как и другие, врезалась мне в память надолго.
Очень ярко сыграла роль Ники, дочери Владислава и Екатерины Кобро, 15-летняя Bronislawa Zamachowska (боюсь переврать переводом фамилию). Сцена на кладбище во время похорон матери, по православному обряду, пробирает до глубин души. Нику крестили дважды - мать в православии, отец - в католичестве. "Так чья я?" спрашивает она у отца, а в память о матери хранит икону. И, через некоторое непродолжительное время, идёт с красным галстуком на груди по первомайской улице Лодзи. Отец наблюдает за ней в окно. И отворачивается. Иначе - не выжить.
На мой вкус кино это - гимн и завещание, драматичное по сути и красивое, чистое визуально. Я бы пересмотрела фильм ещё раз, с ручкой и блокнотом, чтобы разобрать, как Мастер выстраивал мир художника и его школы в Лодзи.
Публике кино представлял продюсер Михал Квечински.
Он начал своё общение со слов, будь Вайда жив, он обязательно бы приехал. Он любил Москву, кинофестиваль и театры. После фильма - обсуждение, в котором продюсер обмолвился о блокноте Вайды, в который он записывал идеи для новых фильмов. Запись о Стржеминском была последней...
Продюсер заметил, что если бы режиссёр задумал снять новое кино - он не нашёл бы на него средств.
Современные власти и чиновники о культуре предпочли бы вообще о Вайде забыть, по словам Квечинского.
Я приехала в билетную службу к открытию, чтобы успеть взять билет. И это оказалось правильной тактикой. Зал был полон, несмотря на вечер и премьеры в залах по-соседству.
В этом году нормы билетов по аккредитациям урезаны, поэтому у входа в зал толпились ожидающие начала сеанса. "Я 40 лет хожу на фестиваль и такого не было!" - Возмущалась дама. Думала, контингент будет из ветеранов кино, нет - самого разного возраста любители и профессионалы кино ценят Анджея Вайду.

Дом кино, показы в "Белом зале"
Смотрите, какое зеркало я обнаружила в Доме кино! Не будь оно в уборной - тоже бы сфотографировала.
Зеркало видало многое и оно - прекрасно. Его бы чуть-чуть лакирнуть и выписать из пенсии в активную жизнь какого-либо холла. В нём красота многих лиц и опыт. За что люблю ДК и искренне не желаю ему евроремонта.
Я уже писала о неделе белорусского кино на ММКФ, и выбрала для просмотра самую "громкую" из картин последних лет. Решила сходить на фильм "Сладкое прощание Веры" Александры Бутор (2015). Это самая известная современная белорусская картина, отмеченная фестивальными наградами.
- Как жизнь, Вера?
- Прошла!
Вере 55. Последний день её работы в "Белавиа" и её провожают на пенсию. Вера красива, здорова, но семьи у неё нет. Будущего - тоже. Предвидя одинокую старость, Вера решает заранее организовать свои похороны, купить место на кладбище и заказать памятник. На её заказ приходит 30-летний сотрудник ритуального агентства. Надо сказать, поэтичный раздолбай. И подготовка к смерти превращается в трогательную романтическую историю...
В программе жанр обозначен как "мелодрама", на "Кинопоиске" "драма", а публика воспринимает фильм как комедию или трагикомедию - судя по реакции на показе. Очень много смеялись.
Моё отношение к фильму сложное. Во-первых, я рада, что есть неделя белорусского кино и что этого кино набралось на программу. Во-вторых, Александра Бутор, по моему скромному мнению, режиссёр талантливый.
После всего что я видела из белорусского кино последних лет, здесь есть что обсуждать. Идея фильма очень хороша. Сценарий не безупречен, но актуален и весьма неплох. Есть смешные и трогательные реплики.
-Я была везде, где летают самолёты.
-Вы были замужем?
-Вот как раз там я не была.
Из находок истории - в фильме показано, как человек молодой, влюбляясь в женщину старше себя, влюбляется и в её прошлое, во всю её жизнь до встречи с ним, какая она была и какая она есть. На мой взгляд, это очень круто.
Порадовала работа исполнительницы главной роли Веры - Нелли Савиченко, как и её старого любовника, в роли которого Юозас Будрайтис. А вот молодой герой, Павел Харланчук, явно переигрывал.
Но! Снова "коленочное" исполнение. В некоторых местах мелодрама визуально буквально скатывается в трэш-комедию. Многое напрягает в визуальной части, в работе художника, в неоправданных полётах крана, будто дали поиграться "о, и так он умеет", в дутой роскоши и сельском гламуре мира истории. А "корпоратив" сотрудников ритуального агенства, да что тут и говорить...
А был ли там реальный креативный продюсер? Или, как и многие другие специальности, такие люди в белорусском кинопроизводстве не нужны.
При сильной идее, общая стилистика картины вызывает много вопросов. Не моя задача сейчас ругать кино, но для себя я в очередной раз констатировала отсутствие критического и стороннего взгляда в выстраивании экранного образа. Это моё субъективное мнение.
Это не вопрос таланта, а вопрос дисциплины, поиска и соблюдения стиля. То, чего я не вижу ни в этом, ни в любом другом белорусском кино сегодня.
Старалась смотреть этот фильм абстрагируясь, словно зритель на фестивале в далёкой стране.
И наблюдала за залом.
Никто не ушёл, смотрели фильм человек 80, снизу поднимались то и дело люди, работник ДК шла со словами "посмотрим, что там за белорусское кино". Это хорошо.
Публика была в возрасте 50+ - это и есть постоянные гости ДК и целевая аудитория фильма.
И каждый раз жизнь только начинается!

"Октябрь", зал 1. Основной конкурс.
Селфи пилила в от нефиг делать с самым главным залом и заставкой фестиваля. Сейчас соберётся народ и начнётся одно светлое и лёгкое японское кино, о любви и принятии смерти, и снова любви...
"Апрельский сон длиной в три года". Фильм основного конкурса. А поэтому на сцену выйдет режиссёр, продюсер, будут смешно кланяться, продюсер поприветствует зал по-русски, что тоже очень мило.
"До какого-то возраста я думала, что жизнь это приобретения. Но теперь знаю, что и утраты тоже. И с каждой утратой ты открываешь новую часть себя." - говорит мать погибшего парня его девушке.
Это кино о молодых японцах, снятое такой же молодой командой - вся группа до тридцатника. Продюсер выскажет одну просьбу - получить удовольствие. Получено!
Сильное и стильное, современное и традиционное одновременно, в котором молодые люди прощаясь на свидании кланяются друг другу.
Структура картины тоже не совсем обычна для мелодрамы, но в этом случае оправдана - путь героини выписан филигранно. При этом всё просто и очень дёшево. Довольна!
Journal information