Блондинка любит кино, кухню и кататься (tuteyshaya) wrote,
Блондинка любит кино, кухню и кататься
tuteyshaya

По другую сторону сценарного конкурса

Этот пост я написала потому, что через пару дней коллегам и мне предстоит прочитать сотню сценарных заявок на конкурс в лабораторию «Культбюро». Процентов 80% пойдёт в корзину. Я хочу, чтобы эта цифра уменьшилась хотя бы до 75%. Скорее всего, слишком много на себя беру. Но хотя бы попытаюсь. Потому что мы стремимся вкусить живые идеи, увидеть новые лица.

И поэтому я здесь за злого полицейского стою. Надеюсь, мой пост убережёт кого-то от типичных ошибок и поможет рассказать свою историю.

Кажется, очевидные вещи, но мы сталкиваемся с ними каждый день…



Полку не только ради понта, но и для красоты подмахнула:)))

Итак:
1. Читайте правила ЛЮБОГО конкурса и следуйте им. Если они написаны, то с какой-то целью, а не "от балды". Например, у нас сейчас конкурс идей, заявок. Из них мы будем целый год создавать сценарий. Это подробно описано в условиях (и полный метр, и тв). Но! Часто вместо заявки мы получаем сценарий, роман, поэму. Был расчёт поразить нас своим произведением? Даже не знаю. Уже несколько десятков авторов поразили своим неумением читать. Это всё равно как на экзамене по математике взять и написать сочинение, а потом ещё и жаловаться, что его не оценили.

2. Имейте чёткое понимание, чем отличается литературный текст от драмы и от сценария в кино. Не по форме (в формат все загоняют легко), а по сути. Если Вам лень читать и уточнять разницу - не тратьте Ваше и наше время. 90% работы сценариста - скучный, нудный, кропотливый труд, от которого заводится геморрой и портится зрение. Вам это надо? Если надо, то читаем дальше.

3. Пишите только о том, что знаете. Мы устали от шаблонных историй, которые ни с кем и никогда не произойдут. Нам нужны герои, которые живут среди нас, и истории, которые могут приключиться на улице, по которой ходим каждый день (даже если это фантастика). Если автор работал 10 лет в литейке, а потом стал писать - этот путь уже сам по себе интересен (случается, мотивационные письма на конкурсы интереснее конкурсных работ). Я не видела за последние года 3 ни одной истории, где был бы какой-то производственный мир. Мы ходим по кругу: офис, дом, магазин, больница, ментовка, кабак и, о да, город и природа - в них спасение многих.

4. Если Вы не профессиональный автор, рекомендую отложить экранизации в сторону. Вернётесь на новом витке. Есть масса неочевидных сложностей.

5. Не присылайте «песню про Гаврилу» или одну и ту же работу несколько раз на конкурс одного организатора/в одну и ту же кинокомпанию. Мы читаем, фиксируем и запоминаем. Самый простой способ попасть в черный список - послать один и тот же сценарий под разными названиями 3 раза. Это всё равно, если борщ не удался, а хозяйка предлагает его и предлагает в новой посуде, уже прокис, покрылся плесенью, а она всё предлагает...

6. Если история получает отказы, скорее всего, она плоха, ни о чём. Мы не выпустим из рук «золотую рыбку», какими бы неудачниками и бездарями сами ни были (предмет поиска мы понимаем).
Стоит 10 или даже 20 раз переписать – методики работы, оценки и т.п. всё есть в библиотеке, в интернете, где угодно. Но это тяжелый энергозатратный путь. Редко кто по нему ходит. Чаще пытаются лично убеждать участников комиссии, проломить головой стену в кабинет генпродюсеру или написать ещё один точно такой же плохой сценарий, по новому кругу. Как если та же хозяйка варит борщ по ошибочному рецепту снова и снова, день за днём... всё варит и варит, ничего не меняя в технологии, в надежде, что его съедят. Однажды, с голодухи, съедят, но «спасибо» не скажут.

7. Думайте куда и зачем идёте. Почему именно эту историю отправляете на этот конкурс? В эту кинокомпанию? Вам нужно для самих себя знать ответ. Иногда мы стучимся не в те двери. Конечно, надо использовать все шансы, но без осмысленной позиции КПД будет низок. Снова позовём нашу хозяйку - она подаст свой борщ к чаю.

8. Этот пункт перекликается с предыдущим. Не отправляйте много заявок (сценариев). Потому что всё и ничего – это одно и то же. Мы просим прислать историю, с которой Вы хотите работать, а не портфолио.
10 текстов на выбор говорит о том, что Вы не знаете куда идёте, чего хотите, какая история Вам дороже, с чем хотите работать и чего хотите вообще. Потому что ВСЕГО хотеть нельзя.

9. А ещё, до научных степеней, наград и прочих регалий в открытых творческих конкурсах дела особо никому нет. Кроме самой истории нам интересны: образование, опыт работы и жизненный путь, и, если есть, фильмография.

10. Поиски правды. Однажды автор, которому отказали, собрал на меня досье - даже первую заметку в газете «Знамя юности» нашёл, которую я написала в 12-летнем возрасте. Я ему благодарна, у меня та газета не сохранилась. Цель сбора - доказать мою профессиональную несостоятельность. Любой редактор сталкивался с чем-то подобным и т.п. Это ещё не самый крайний случай.

Увы, текст - вещь очевидная, говорит сам за себя. Только он и есть правда автора.

P.S. Не привожу реальные неудачные фрагменты по этическим соображениям. Авторы дают нам право первого чтения, но не публикации. Все возможные примеры фигуральны и выдуманы, любые совпадения случайны.

Tags: кинопроизводство
Subscribe
promo tuteyshaya september 2, 2013 11:00 99
Buy for 10 tokens
«Хотел сказать орлы, да вы же дятлы и сороки!» - вошел в зал полковник Андрей Шубадеров. От возмущения я уколола себя иголкой. Потому что в этот момент сражалась с нашивкой, обозначающей группу крови. О названиях команд нас не спрашивали. Разделили на две и назвали «Стальные дятлы» и «Боевые…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments