Блондинка любит кино, кухню и кататься (tuteyshaya) wrote,
Блондинка любит кино, кухню и кататься
tuteyshaya

ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ

Этот фильм зрители ждали больше 13 лет. Это крайне сложно для тех, кто по другую сторону камеры.
Я напишу свое мнение о кино только после того, как она выйдет в прокат и посмотрю еще раз. Так будет честно. Впечатления от первого просмотра велики. Но нужные слова пока не подбираются.


Пока запощу только трейлер и кое-что из официального пресс-релиза фильма. Мне много приходит разной информации о кино. Наверное, иногда имеет смысл размещать релизы и справки по значимым темам.



Производство: Студия «Север», Россия, 1999-2013 гг, 177 минут.
Режиссер Алексей Герман.
Сценарий: Алексей Герман, Светлана Кармалита, по мотивам романа братьев Стругацких «Трудно быть богом».
Продюсеры Виктор Извеков, Рушан Насибулин.
В главных ролях: Леонид ЯРМОЛЬНИК, Юрий ЦУРИЛО, Наталья МОТЕВА
Александр ЧУТКО, Евгений ГЕРЧАКОВ.
Операторы: Юрий Клименко, Владимир Ильин.
Композитор: Виктор Лебедев.
Кинорелиз в России – 27 февраля 2014 года.

В основе фильма – одноименная повесть братьев Стругацких.
Отдаленное будущее. Несколько исследователей с Земли отправляются на планету Арканар. В этом мире царит средневековье. Цель ученых – аккуратно направить инопланетное общество по гуманистическому пути развития. Сложность их задачи связана со сводом правил. Они не могут открыто вмешиваться в течение жизни на другой планете. Не имеют права вставать на чью-либо сторону. Нельзя им и убивать. Но в череде кровавых событий главный герой Румата Эсторский делает выбор – спасти от гибели местных «книгочеев». Презрев правила, он перестает быть лишь наблюдателем.


О ФИЛЬМЕ АЛЕКСЕЯ ГЕРМАНА «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ»

«…я представляю себе, как это должны были воспринимать те люди, кому фильм предназначался, — в брежневские времена, еще советские и недалеко ушедшие от сталинских. Именно в той обстановке фильм становился аллегорией чего-то, что от нас, конечно, ускользает. Наверное, тем зрителям еще труднее было оторваться от восприятия, затребованного первым уровнем.
…необходимо действительно крепкое здоровье и умение следить за логикой аллегории, как умели это делать средневековые читатели, знавшие, что одно называется, а совсем другое подразумевается (aliud dicitur et aliud demonstratur).
В общем, что ни говори. Приятного вам путешествия в ад. В сравнении с Германом фильмы Квентина Тарантино — это Уолт Дисней.»
Умберто Эко, публицист, классик европейской литературы

«Я в первый раз посмотрел фильм «Трудно быть богом» и до сих пор нахожусь под впечатлением. Фильм настолько наполнен деталями, цитатами и дополнительными смыслами, что я буду пересматривать его еще и еще. Безусловно, эта картина написана на совершенно новом кинематографическом языке, требующем детального изучения и развития. Я уверен, что найдутся новые храбрые режиссёры, которые будут черпать вдохновение из этой картины.
Фильм является абсолютно самостоятельным произведением, имеющим безграничную собственную эстетическую и этическую ценность. В то же время сюжет картины достаточно близок к оригиналу, то есть к книге, к одноименному роману братьев Стругацких. Фильм следует смотреть еще и ради того, чтобы понять, что увидел Герман, что запало в его душу и что взволновало, когда он читал «Трудно быть богом». Единственное, за что я переживаю, так это за то, что фильм настолько высоко поднял планку для экранизаций Стругацких, что немногие теперь отважатся на такой поступок».
Илья Стругацкий, внук Бориса Стругацких


"Почему он так долго снимал? Потому что он все время сомневался, правильно ли он придумал, правильно ли расшифровал. Пока он не "переспал" с этой сценой, мы не снимали ее. Может быть, это то, чего не бывает ни у кого. Я это не сразу понял. Я вообще хотел, чтобы картину сняли за два года. Но это огромный опыт, школа — больше такой не будет".
Леонид Ярмольник, актер, исполнитель главной роли «Трудно быть богом»


ГЕНЕЗИС «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ»:
Картина была задумана еще в 1964 году, спустя год после первой публикации одноименного романа Аркадия и Бориса Стругацких. Заявка была подана в 1968 году, но из-за событий в Праге немедленно запрещена. Получив об этом телеграмму, режиссер в тот же день познакомился со Светланой Кармалитой – важнейшей фигурой в его жизни, сценаристом и будущей женой. Двадцать лет спустя они возвращаются к проекту, но только по прошествии 30 лет, после «Хрусталева», Герман решает построить с нуля грандиозную картину, работа над которой продлится 13 лет и завершится после его смерти.



Натурные съемки фильма начались в 2000 году в Чехии. Павильонные съемки проходили в Санкт-Петербурге на «Ленфильме». Весь материал был отснят к августу 2006 года, после чего Герман приступил к монтажу, а затем и к работе над звуком – к одному из самых длительных и сложных этапов в процессе создания фильма (со слов Германа-старшего). Режиссер планировал закончить ленту в 2011 году, но из-за проблем со здоровьем не имел возможности проводить за монтажным столом по 12 часов в день. Это понимали и продюсеры картины. После ухода режиссера в феврале 2013 года всю техническую работу по сведению всех звуков и музыки закончили его жена, соратница и сценарист Светлана Кармалита, и его сын Алексей Герман, ничего не меняя в художественной части.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ФИЛЬМЕ:

«...Герман — провидец. Я сидела и думала: «Не знаю, как другие, но вот я была бы готова к этой картине, например, 6—8 лет назад? Нет. И возможно, эти тринадцать лет потребовались, чтобы мы доросли до картины. Сейчас я ее услышала, она попала в меня в том объеме и силе, в каком может попасть истинное произведение искусства.»
Чулпан Хаматова, актриса

«... В этом фильме главное не Румата, не его история, а Герман. Это его мощь, масштаб, объем. И мне кажется, последние его мысли, когда он работал над этой картиной, были очень грустными. Как в предсмертном письме-эпитафии Астафьева, когда он написал: «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье»."
Юрий Шевчук, поэт, композитор, художник и продюсер, рок-группа ДДТ

«Этот фильм, кажется, — самый ценный итог российской истории последнего десятилетия. С ним можно спорить (и будут спорить), но первая зрительская эмоция — счастье: "Это было при нас"».
Дмитрий Быков, писатель, поэт, публицист, кинокритик

«…фильм полон отчасти ожидаемых, но все равно невероятно смелых чудес. Чего стоит волшебное преображение Леонида Ярмольника в трагического героя Румату — Гамлета XXI века. Отдельного анализа требует изобразительная ткань картины, снятой Владимиром Ильиным и Юрием Клименко. Но, пожалуй, сильнее всего воздействует на подсознание драматургическая композиция картины, имеющая больше общего именно с картиной, живописным полотном, чем с экранизацией романа или пьесы. Невероятная плотность кадра побуждает вгрызаться в материю экрана и рассматривать ее по кусочкам, по фрагментам, по деталям, пытаясь выстроить в своей голове целое.»
Андрей Плахов, Ъ

О РЕЖИССЕРЕ:
Алексей Юрьевич Герман родился в Ленинграде в 1938 году, в самый разгар сталинской эпохи. С 1964 года приходит на работу на «Ленфильм», где вместе с Ароновым снимает и выпускает фильм «Седьмой спутник». В 1969 г. он создает свой первый фильм по повести отца – «Проверка на дорогах». Обвиненный советской критикой в искажении реальности, фильм ложится на полку вплоть до 1985 года. В 1976 году Герман снимает «20 дней без войны» с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко по повести Симонова, который добивается, чтобы фильм режиссера был принят властями. В 1984 году появляется «Мой друг Иван Лапшин» – снова по повести отца, удивительный по глубине и мастерству портрет советской эпохи с Андреем Мироновым в главной роли. Но сверху его не одобряют и запрещают: фильм вышел на широкие экраны только спустя несколько лет (премьера отреставрированной копии картины прошла в сентябре 2013 на Венецианском кинофестивале).

В 80-90-е Герман выживает благодаря работе над сценариями чужих фильмов, которые пишет с самым тесным соратником и женой Светланой Кармалитой. С переменой политического климата в середине 90-х начинает работу над фильмом «Хрусталев, машину!», участвовавшим в конкурсе Каннского фестиваля в 1998 году.

В 2000 году приступил к работе над «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ» при поддержке студии «Север». Ушел от нас 21 февраля 2013 года на 75-м году жизни в клинике Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга от почечной недостаточности, похоронен на Богословском кладбище.
Премии Римского кинофестиваля «Золотой Марк Аврелий» за вклад в киноискусство был удостоен посмертно – впервые в истории европейских кинофестивалей.


Tags: кино
Subscribe
promo tuteyshaya сентябрь 2, 2013 11:00 99
Buy for 10 tokens
«Хотел сказать орлы, да вы же дятлы и сороки!» - вошел в зал полковник Андрей Шубадеров. От возмущения я уколола себя иголкой. Потому что в этот момент сражалась с нашивкой, обозначающей группу крови. О названиях команд нас не спрашивали. Разделили на две и назвали «Стальные дятлы» и «Боевые…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments