Блондинка любит кино, кухню и кататься (tuteyshaya) wrote,
Блондинка любит кино, кухню и кататься
tuteyshaya

Немного мыслей о белорусском кино: что-то пошло не так?

И почему мне выговаривали, что «я зарезаю белорусов», в смысле сценарии из Беларуси. Я не буду про политику - буду только о кино.

С неделю назад зацепила заметку на одном из профессиональных российских сайтов – дескать, в белорусском фильме снимется американский актер Эрик Робертс. Полезла интересоваться – что-то слышала про "Авель" краем уха, но не вникала - ба! уже и съемки начались в Минске, а плакаты «Что-то не так!» стали новым белорусским мемом. Вот и «Эхо Москвы» в трех словах упомянуло. Только начались съемки, а уже есть скандал!



Не хочу ни ругать, ни хвалить национальный проект по одной причине – не читала сценарий, но очень хотела бы почитать. Интерес сугубо профессиональный. Моя работа в кино – это проанализировать сценарий и, если он годный, вместе с автором и режиссером довести историю до ума. Так, что бы можно было читать и смотреть.

Давным-давно я приехала в Москву на режиссерские курсы. В Минске «готовилась» – писала проникновенные репортажи с «Беларусьфильма», брала интервью, смотрела молодых режиссеров, сама что-то лепила-снимала – делала все, что обычно делают для того, чтобы войти в профессию. И многие работы мне казались очень талантливыми. И это, правда, было так… Но, любое начинание требует развития.

Как я стала работать в крупной российской кинокомпании, первым делом, осмотрелась: кого из белорусов могу привлечь? Естественно, со сценарной стороны (я не буду говорить, ни об актерах, ни о съемках – не мой профиль). Так вот, опыт получился печальный.

«Про тебя говорят, что ты специально «зарубаешь белорусов»!» - передали мне несколько лет назад обиженные отзывы. И это правда. Я дала отказы очень многим историям, которые пришли из Минска (многих я сама же и просила присылать работы). Но, причина отказа была одна: сценарии не были достаточно хороши. А желания улучшить созданное – ни на грош!

Читаю сценарий на основе очень серьезного произведения белорусского классика – и уши у меня краснеют от стыда за то, какими именно методами автор предлагает адаптировать историю под общий постсоветский рынок (сальные шутки, дешевый балаган и т.п.) Рассматриваю другую историю – захватывающее начало, но … продолжение размазывается. На просьбу – допишите, расскажите историю до конца, автор отвечает – ну, это режиссер «по ходу допридумает». Читаю третью историю и понимаю, что автор работал какое-то время над сериальными проектами, чувствует тему, но в сценарии катастрофически не хватает движения сюжета. И, снова, творец оскорбляется в ответ на редакторский анализ и предложение доработать свою историю. Очень редко кто-то допускает мысль о том, что он поработал недостаточно хорошо или недостаточно правильно. А все потому, что у него уже что-то когда-то получилось – клип ли для какой группы, рекламный ролик или, автор совсем крут, – 3 года назад написал диалоги к 20-й серии «О том, как Карл у Клары украл кораллы».

С моей стороны это выглядит так: ученика первого класса похвалили за великолепные каракули в прописи, повесили их на доску лучших работ и вот человек во втором классе, в третьем, в четвертом продолжает выводить те же каракули – у него же это так хорошо получается! Он талант – и в переделке не нуждается. Опыт общения с некоторыми белорусскими коллегами, которыми я 10 лет назад восхищалась, не дает мне поводов для радужных ожиданий... Все это напоминало попытку диалога с десятиклассником, который задумывается о взаимоотношениях Татьяны и Онегина, но пишет сочинение все теми же «первоклассными каракулями», которые у него так хорошо выходили в начальной школе.

Здоровое недовольство, страсть переделывать, готовность искать новые подходы и создавать по 12 драфтов – с этим, действительно, очень туго. С очень талантливыми людьми диалог не складывался именно в тот момент, когда речь заходила о доработке истории. Реакции – вполне предсказуемые и болезненные: 1) у меня отличный текст – редактор, не учите жить 2) ты, редактор, хочешь заставить меня работать бесплатно 3) ок, я изменю 3 строчки в финале.

С той стороны, с какой я сталкивалась с белорусским кино, главное «что-то не так» - творцам не хватает не таланта, а банального недовольства собой и умения работать, работать мучительно и долго. И не возводить в особую доблесть «сделано на коленке» - на коленке, как раз, не норма. Нормально делать не на коленке, а за оборудованным рабочим местом, простите за занудство. Работа у меня такая.

З.Ы. Про наших авторов - хочу доброе слово про Андрея Курейчика сказать. Идеальных авторов нет. Андрей знает об этом и постоянно ищет роста. Я согласна далеко не со всем, что он делает (как редактор), но отношусь с очень большим уважением.

Tags: кино, кинопроизводство
Subscribe
promo tuteyshaya september 2, 2013 11:00 99
Buy for 10 tokens
«Хотел сказать орлы, да вы же дятлы и сороки!» - вошел в зал полковник Андрей Шубадеров. От возмущения я уколола себя иголкой. Потому что в этот момент сражалась с нашивкой, обозначающей группу крови. О названиях команд нас не спрашивали. Разделили на две и назвали «Стальные дятлы» и «Боевые…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments