Блондинка любит кино, кухню и кататься (tuteyshaya) wrote,
Блондинка любит кино, кухню и кататься
tuteyshaya

"Неопознанный летательный пациент" (с)



Как-то только вчера обратила внимание на выставленную на 2-м этаже "Октября" статуэтку приза ММКФ - серебряного "Святого Георгия". И рассмотрела со всех сторон. Да, так близко подобралась первый раз 11-то лет:)))

Но был и другой мой "первый раз". Я наконец-то добралась до программы "Аргентинское кино. Возвращение". Вообще-то я хотела посмотреть кино про... страсти "Тёмная сторона сердца".

Но перепутала дни и попала на фильм "Мужчина, глядящий на Юго-Восток", который снял Элисео Субиела.

Это известный аргентинский режиссёр, о котором я, как и многие в этой части планеты, не слышала никогда.

И очень хорошо, что я перепутала дни. Фильм произвёл на меня сильнейшее впечатление.

Вместо эпиграфа, цитата реплики главного героя: "Я хочу, чтобы меня поняли, а не лечили".

Фильм по своей своей жанровой сути - психологическая драма, притча, но в прокат его продавали и как детектив, и как научную фантастику.

У фантастических фильмов разная судьба. Что изображали миры конкретно, пытались поразить нас буквально - отходят в прошлое. Если апеллируют к нашему воображению, имеют сложную философскую надстройку, по сути выходят за рамки жанра, становятся становятся классикой. Здесь, несомненно, второй случай.

Доктор Хулио Денис работает в психиатрической клинике Буэнос-Айреса. Сейчас он будет совершать обход.

Надо сказать, что палаты клиники показаны с беспощадным натурализмом. Серые стены, старый кафель, больных хоронят по двое в одном гробу, потому как денег на гробы не хватает.

Убогие, обколотые препаратами калеки сидят на казённых кроватях, блуждают с отсутствующим взглядом по саду.

Сестра сообщает доктору Хулио о новом пациенте, о котором не известно ничего.

И самого пациента на месте нет. Старик с соседней койки сообщает доктору о том, что новоприбывший в часовне.

Это первая встреча в часовне, задаёт начало философской составляющей фильма. Больные с увлечением случают, как молодой человек играет на органе.

Рантес, как зовут больного, сообщает доктору, что он - лишь голографическая проекция человека и пришёл он с другой планеты. Каждый день во время прогулки он стоит во дворе и смотрит на юго-восток. "Что ты делаешь?" - спрашивает доктор. "Передаю информацию" - отвечает Рантес.

Во всём остальном молодой мужчина нормален, здоров, образован. Доктор пытается помочь ему без использования лекарственных средств, превращающих человека в "овощ".

По ходу дела психиатр всё больше запутывается в ситуации - он бы уже и поверил Рантесу, но поверить такому просто невозможно. И доктор Хулио продолжает копать, задавать вопросы. А больной и отвечает.

- Что ты ищешь?
- Я хочу понять самое страшное оружие человечества - глупость.

"Это очень хороший человек, он пришёл издалека..." - говорит доктору старик с соседней койки.

Больные тянутся к Рантесу, он отдаёт им свою еду, помогает, ведёт себя как... Да, психи смотрят на Рантеса так, как мы видели на картинах не раз, как убогие и калеки - на Иисуса. И мы тоже начинаем убеждаться в божественной сущности инопланетянина.

И доктор тоже это видит, и не стесняется сравнить себя с Понтием Пилатом.

И потом, увы, возьмёт на себя его роль. И доктор Хулио признаётся себе в том, что испытывает вину за то, как мало его волнует будущее пациента. То, как я назвала пост - выражение доктора, который к концу фильма превращается в бессильного палача.

Из беседы доктора с Рантесом:

- Здесь переживание за другого - редкость.
- Где, здесь, в госпитале?
- На этой планете.

Странный пациент просится на работу в патологию, помогает при вскрытиях, исследует в микроскоп человеческий мозг. Как ни странно, режиссёр мастерски увязывает в одной картине и убожество клиники, и гуманизм Рантеса, и саксофон, на котором по вечерам играет доктор Хулио, и анатомичку.

Картина парадоксальна и палитру чувств вызывает разнообразнейшую. После фильма я вышла, будто пыльным мешком стукнули.

C точки зрения сценария, хочу отметить конструкцию истории.

Ракурс или фокус, точка зрения - доктор Хулио, формально мы входим в историю, считая главным героем его. И действия его субъекты, направлены на объект - "Ратнес". Но чем больше он совершает действий, чем больше отвечает Ратнес, тем очевиднее по ходу истории становится, что главный герой не доктор, а пришелец. Есть теория о парах, когда оба героя, вступающих в противоречие, являются одним персонажем - здесь можно попытаться приложить её. Или, другой вариант - использование противоречия, взаимодействия, конфликта как в мелодраме, романтической комедии, когда влюблённые являются один протагонистом (с чьей точки зрения входим в повествование), другой - антагонистом. Хочу оговориться, что эти переносы фигуральны и не несут позитивной или негативной оценки. На уровне профессиональном - протагонист и антагонист - это стороны конфликта, независимо от оценок "хороший" или "плохой". Для простоты можно сравнить со спаринг-партнёрами в единоборстве, где каждый хорош при своём интересе. Упомянула об этом потому, что протагонист в этой истории - доктор Хулио, а антагонист - Рантес. При этом, если в начале истории нам симпатичен доктор, в итоге наше моральное принятие - однозначно Рантес. Кстати, это напоминает схему, по которой развиваются отношения в любовных историях.


От нежности, когда дело касается прогулки с детьми доктора или сцены, когда Рантес в парке "берёт на себя" дирижирование оркестром, до глубочайшего отвращения, когда "инопланетянин" держит в руках человеческий мозг и отковыривает от него кусочки, в раковину, смывая мысли умершего в бездну...

"Эта труба в рай или в ад?" - говорит Рантес доктору.

Писала уже, что именно Московский фестиваль отличается крайне широкими взглядами на программу как географически, так и философски. И сегодня я ещё раз благодарна возможности посмотреть великолепное кино, которое не увидишь в прокате, а в интернете надо знать надо, что искать.

Люблю не дубляж, а субтитрирование. Чтобы слышать "родной" звук.

Во время фильма не раз пожалела, о том, что не начала учить испанский, как планировала в январе. Насколько я была судьбе благодарна за понимание польского, когда смотрела фильм Вайды, настолько жалела о своей ленности... Думаю, прямо сегодня надо начать.
Tags: кино, кинопроизводство
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • "Матильда": идиоты в интерьерах

    Даже картинку не буду искать, не надо лишний раз к этому кино внимание привлекать. И так много шума из-за крайне низкопробного любовного романа с…

  • "Салют 7" и "Аритмия": с сегодняшнего дня в прокате! Отмечу конкурсом:)

    Я немного "фальцстартанула" - писала о своих впечатлениях с официальных премьер, которые прошли раньше. Так получилось, что два фильма выходят в один…

  • "Салют 7": поехали!

    Только что вернулась с премьеры ещё одного нашего фильма - о космосе. Давно не видела в "Октябре" такого вавилонского столпотворения. В моём…

  • "Аритмия": откуда приходят такие люди?

    Есть люди, которые делают "что должно" несмотря ни на что. Когда эти люди врачи, они игнорируют должностные инструкции ради спасения…

  • "Аритмия": кино про доктора и доктора

    Видела этот фильм ещё в сценарии. И очень ждала. Пересказывать не буду. В России в прокате стартует 26 сентября. В Беларуси, наверное, тоже покажут.…

  • Не про "Человека-паука"

    Фото и видео страницы фильма на сайте "Кинопоиск" Для того, чтобы понять, каково быть слабовидящим... мне достаточно не надеть утром контактные…

  • Уфестивалилась...

    Сегодня буду сидеть дома и ждать гостей. И никуда, никуда больше не пойду. Уфестивалилась! Из 200 фильмов почти трёх десятков программ посмотрела…

  • ММКФ 39: фильм польский, белорусский и японский

    Московский кинофестиваль дошёл до середины, и я уже успела довольно много посмотреть. Сегодня только не могу идти - работа. Но, надеюсь кое-что…

  • Началось!

    Завтра стартует 39-й и мой 11-й ММКФ. Время как летит! Этот фестиваль я выделяю среди всех, на которых мне довелось побывать. Причина - помимо…

promo tuteyshaya september 2, 2013 11:00 100
Buy for 10 tokens
«Хотел сказать орлы, да вы же дятлы и сороки!» - вошел в зал полковник Андрей Шубадеров. От возмущения я уколола себя иголкой. Потому что в этот момент сражалась с нашивкой, обозначающей группу крови. О названиях команд нас не спрашивали. Разделили на две и назвали «Стальные дятлы» и «Боевые…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments