Блондинка любит кино, кухню и кататься (tuteyshaya) wrote,
Блондинка любит кино, кухню и кататься
tuteyshaya

Подпольные девочки Кабула: смена пола по воле родителей


Несколько лет назад в ЖЖ я набрела на фоторепортаж об одном интересном явлении в Албании.
Женщина могла выбрать для себя мужскую жизнь, надеть мужское костюм и вести себя как мужчина.
В замен ей надо было отречься от всего женского, включая создание семьи. Эти женщины, которые мужчины, выглядели как настоящие мужчины.
Но нет речи о гомосексуальности. Обычай предписывал полное отречение от сексуальности - любой.
Такова плата за мужские возможности.

Поэтому книга про подпольных девочек или поддельных сыновей привлекла моё внимание. И буквально порвала мне мозг. На несколько дней я отказалась от машины и ездила в метро - только так я могу выкроить время на нерабочее чтение.

Шведская журналистка Дженни Нордберг облекла своё исследование в форму документальной прозы, тот жанр, в котором известна Светлана Алексиевич (для буквоедов надо пояснить, что я не авторов сравниваю, а жанровый референс привожу).

В книге Дженни собраны рассказы о "бача пош" - поддельных мальчиках, которых родители "назначили" сыновьями и до полового созревания растили, как мальчиков. А потом снова "превратили" в девочек.
Основаны они на интервью с такими девочка-мальчиками - юными и взрослыми, которые "вернулись" в женское тело. И их родителями.


В афганской семье обязательно должен быть сын. Иначе - позор женщине, рожающей одних дочерей, и мужчине, обладающем такой женщиной. И дел до того, что хромосома зависит от мужчины, в неграмотном обществе нет... Зато есть поверье, что рожающая дочерей просто мало хочет зачать и родить сына.



Если сына нет, то его необходимо придумать. А кроме того, есть мистическое поверье: превращённый мальчик потребует себе братика для игр и это поможет женщине родить настоящего сына.



В книге реальные судьбы афганских женщин. Например, политик Азита, которая с теплом вспоминает времена детства при советском Афганистане - она ходила в школу, хорошо училась и мечтала стать телеведущей, а потом с ужасом - время юности при Талибане, когда единственным способом выжить было выйти замуж за собственного кузена.



Сейчас Азита постепенно пытается реализовать свои амбиции или хотя бы на один шаг приблизить для своих дочерей возможность стать полноценными личностями. Одна из её дочерей - для общества сын Мерхан. Политику женщине просто необходимо иметь сына - иначе её никто не будет слушать. И Азита одно время была мальчиком. Она считает, что если заранее аккуратно начать возвращать мальчика к девичьему облику (до наступления половой зрелости), то сын/дочь получит только положительный опыт - умение свободно мыслить и закалит волю.



Или история медсестры Шукрии, которой муж разрешил дома ходить в брюках, чтобы привыкнуть к своему новому женскому облику.



А вот 16-летней Захре не позавидуешь. Она переросла тот возраст, когда ситуация была обратима и сейчас отказывается ощущать себя женщиной, отказывается носить платье и платок, - в современном Афганистане это становится просто опасным! И родители не знают, как жить дальше. Сама же Захра мечтает об операции по смене пола.



Структура книги


В своем исследовании журналистка докопалась до тысячелетних, доисламских традиций "бача пош", с одной стороны. А с другой, она пыталась понять явление современное, почему оно живёт так долго и зачем люди делают это. Такой ребёнок хотя бы на время избегает типичной женской судьбы сидеть всё время дома: он может спокойно выходить из дома, учиться и ведёт себя как мальчишки.



Мне понравился стиль и позиция автора - взвешенная и аккуратная, попытка проникнуть и понять через явление "бача пош" женскую жизнь в Афганистане, без оценок и просветительских лозунгов "своей колокольни". Сегодня очевидно, что любые, навязанные извне попытки уважать права женщин, не несут никакого результата. Потому как они просто непонятны в реальности, где постоянно слышны выстрелы, и надо постоянно заботиться о безопасности. Потому что общество, разрушенной и расколотое постоянными войнами, живёт по законам средневекового выживания в XXI веке. Без мужской силы и её продолжения, выраженной в сыновьях - не выжить. Кто контролирует матку (женщины детородного возраста) - тот контролирует своё настоящее и будущее. Женщины не выходят из дома, девочки - актив, который выгодно продаётся или выменивается, при помощи браков решаются многие деловые вопросы. Во многих семьях мнение женщины значит не больше, чем мнение коровы или овцы. Сделать дочку сыном - это дать возможность ребёнку посмотреть на жизнь с другой стороны. И, при этом, ни одна мать не говорила о том, что возвращение будет ужасным. Здесь живут только сегодняшним днём и его возможностями.



Для колорита я решила привести несколько цитат из книги. Особенно ярки реплики из интервью:







Дженни Нордберг не высказывается прямо о своём мнении по поводу иностранных миссий в Афганистане.
Интервьюируемые на примере своей жизни рассказывают, что при советском вторжении были права и зачатки социалки - для многих женщин это было хорошее время (я говорю не про факт присутствия, а про то, что оно принесло со слов живших в те годы), время Талибана - абсолютно скотское существование, а нынешние американские семинары по правам и свободам и т.п. в Кабуле имеют так же мало связи с реальностью, как и гуманитарная помощь, которая продаётся открыто на рынках и не доходит до адресатов. ООН нынче странная организация, которая постоянно обещает помочь афганским активисткам, да всё как-то не складывается...



Что мне до афганских традиций? Я просто лучше стала понимать природу патриархальных устоев, ведь всё то же самое мы имели у нас несколько столетий назад. Мой вывод после прочтения книги: чем благополучнее общество, чем меньше зависит от грубой силы, чем меньше угроза насилия, тем больший вес имеет женское слово. И не надо девочку наряжать мальчиком, поскольку в благополучном мире без повседневного насилия Она в своей природе несёт не меньше ценности, чем Он.

А феминизм? Мне он кажется абсолютно оторванным от жизни искусственным явлением. Если в стране сытая и благополучная мирная жизнь для большинства членов общества, то нет необходимости какой-либо борьбы по половому признаку.
Tags: литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo tuteyshaya september 2, 2013 11:00 100
Buy for 10 tokens
«Хотел сказать орлы, да вы же дятлы и сороки!» - вошел в зал полковник Андрей Шубадеров. От возмущения я уколола себя иголкой. Потому что в этот момент сражалась с нашивкой, обозначающей группу крови. О названиях команд нас не спрашивали. Разделили на две и назвали «Стальные дятлы» и «Боевые…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments